Commander Rezanov
Commander's epoch Commander Castille roses Time and Commander Meetings at Commander's

Memory
Gallery
Opinions
Literature
Links
About this site
   

§ Память

ПАМЯТНИК РЕЗАНОВУ — БЛИЗКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

Сразу оговорюсь: объяснять, кто такой Николай Резанов, и пересказывать романтическую историю его любви и смерти я не собираюсь — красноярцев и так уж обкормили этой историей до оскомины: кажется, нет в нашем городе газеты, которая бы не повторила ее многократно. Не об истории здесь речь, а о дне сегодняшнем.

Может возникнуть вопрос: а почему нынче вдруг усилился интерес к этому человеку? Дело в том, что совсем скоро, в августе 2003 г. исполнится 200 лет со дня начала (26 июля 1803 г. по старому стилю) первого кругосветного плавания российской экспедиции, и волею судеб мы, красноярцы, живущие за тысячи километров от всех морей и океанов, можем приобщиться к этому событию — только благодаря тому, что этот человек похоронен у нас.

К чести красноярской городской администрации, она собирается организовать встречу этого юбилея. Одним из пунктов по подготовке его был конкурс на памятник Резанову. Конкурс закончился; авторитетное жюри присудило первое место маленькому коллективу авторов, состоявшему из скульптора К. Зинича и архитектора А. Касаткина.

Остается поздравить победителей — проект есть. Теперь надо воплощать его в реальный памятник. Но тут возникает новая проблема — финансовая. По прикидкам городской администрации, памятник должен обойтись — вместе с архитектурным оформлением площади, на которой он будет стоять, — миллионов в десять. Авторы победившего проекта утверждают, что их проект можно осуществить гораздо скромнее, за 3-3,5 миллиона. Главную его деталь, бронзовую «статую Командора», вместе со всеми подготовительными работами можно будет изготовить за 1,5 млн. руб. Причем, чтобы не затягивать дела на годы и годы, пора скорее готовить заказ на литье.

Вопрос в том, где брать деньги. Городская администрация разводит руками: денег нет: на выплату в течение лета зарплаты и отпускных бюджетникам сделан очередной срочный заем в 200 млн руб.; отдавать приходится с большими процентами.

Конечно, зарплату платить нужно, но ведь и от проблемы памятника не уйти… Разговариваю об этой проблеме кое с кем из депутатов городского совета. Толковые, достойные люди. Но от вопроса, не пора ли заложить отдельной строкой деньги на памятник в проект городского бюджета на 2004 год, отмахиваются, как от назойливой мухи, получается вроде бы, что им, серьезным людям, думать о такой мелочи недосуг — пускай над этим ломает себе голову городская администрация.

А мне кажется, помочь в решении финансовой проблемы с памятником не стыдно не только городскому совету, но и Законодательному Собранию, и краевой администрации — масштаб личности героя памятника вполне позволяет снизойти до этой проблемы. Можно гарантировать, что памятник станет заметным явлением в городе и в забвении не останется; во всяком случае, будет что показать гостям, и своим, российским, и зарубежным: очень уж высок, по всем человеческим меркам, ранг Резанова — тянет на памятник общенациональный.

Однако во время бесед с должностными и выборными лицами выплывал еще один вопрос: есть-де будто бы у нас в Красноярске какой-то фонд Резанова — почему же он-то в стороне, когда дело касается денежных вопросов? И в самом деле. Стал я наводить о нем справки. Оказалось, что фонд этот со своим банковским счетом в самом деле существует, однако никакой открытой отчетности о его деятельности найти невозможно. И вообще деятельность его окутана туманом строжайшей секретности, поэтому информацию пришлось собирать по крупицам. Оказывается, фонд этот собирает пожертвования от рядовых граждан, получает время от времени разовые отчисления от городской администрации, делает поборы с фирм, эксплуатирующих символику, связанную с именем командора все больше и больше: выпускаются с его портретом конфеты, водка, пиво; появился в городе даже магазин «Командор»… Однако там, где требуются расходы, связанные с увековечением его памяти, фонд этот неизменно «уходит в кусты». Почему? Загадка становится понятной, как только заглянешь в устав фонда: оказывается, устав позволяет тратить до 20% (в месяц!) имеющихся средств на собственное содержание. Дай этому фонду хоть миллион — через полгода от миллиона останутся рожки да ножки! Сытно ребята устроились, прикрывшись громким именем. И ведь к ответу не привлечешь — тотчас предъявят устав, зарегистрированный в Минюсте… Интересно бы, кстати, узнать, сколько у нас пробавляется таких фондов, которые мирно пасутся на российских финансовых нивах, предпочитая не нарушать Уголовного кодекса.

Так вот, во время тех же самых разговоров с должностными и выборными лицами мелькала озабоченность: хорошо бы иметь какую-то общественную организацию, которая бы и объединяла «резанолюбов» и «резановедов», и вела бы контроль за пожертвованиями, и занималась бы деятельностью по увековечению памяти Командора. При главном условии: организация эта должна состоять из людей активных и бескорыстных; впрочем, Красноярск такими людьми, по-моему, еще пока не обделен. Другими условиями деятельности такой организации должны быть обязательная открытая отчетность и обязательная же публикация имен граждан и названий фирм, жертвующих средства.

Кстати, о символике с использованием имен Н. П. Резанова и его возлюбленной, Консепсии Аргуэлло, знаменитой Кончиты: фирмы, использующие эту символику, попались на удочку фальсификаторов.

Единственный источник этой символики в нашем городе — книга «Командор», вышедшая в Красноярском книжном издательстве «Офсет» в 1995 г. Сама по себе книга оказалась прекрасным источником информации о полузабытом Командоре. Но по выходе ее, к сожалению, не было написано грамотных рецензий с анализом ее достоинств и недостатков. А ведь создатели книги допустили ряд неточностей и ошибок.

В частности, красавец на обложке ее, долженствовавший изображать героя книги Н. П. Резанова, на самом деле отнюдь не Резанов, а всего лишь, видимо, плод фантазии художника, оформившего книгу. Настоящий портрет Н. П. Резанова существует, он создан художником П. Смирновым в XIX в. и опубликован в книге «Лисянский» (изд-во «Молодая гвардия», 2001 г.). Любой желающий может сравнить его с опубликованным на обложке книги «Командор» и убедиться, что изображены совершенно разные люди.

Портрет Кончиты, приведенный в книге, тоже фальсифицирован; на самом деле это портрет фотомодели советского времени Ксении Князевой. Настоящие портреты Консепсии Аргуэлло написаны в XIX в. русским художником, жившим в Америке, Соколовым. Один из них хранится теперь в Историческом музее. Он приведен в газете «Труд» за 13 сентября 2001 г. в корреспонденции Н. Никитина «Резанов и Кончита встречаются вновь».

Непосвященный читатель, разумеется, может этого не знать, но для создателей книги, претендующей на документальность, фальсификация — грех непростительный.

Перечислять здесь прочие ошибки и несоответствия нет возможности из-за нехватки места и из-за того еще, что книга создана коллективом авторов, и иных уж нет на свете.

Хотелось бы лишь предупредить тех, кто решается использовать символику, почерпнутую из этой книги, что надо быть осторожнее: возможны неприятности.

Александр АСТРАХАНЦЕВ, писатель.